Новости колледжа

Самые важные события

Франц Петер Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор, один из основоположников и крупнейший представитель раннего романтизма.

31 января 2022 года исполняется 225 лет со дня его рождения.

Детство

Франц Шуберт родился в 1797 году в пригороде Вены. Мальчику повезло появиться на свет в творческой семье, где все увлекались музыкой. Мать – повариха Элизабет Шуберт, дочь слесаря и отец – Франц Теодор, учитель приходской школы воспитывали пятерых детей. Двое из них стали известными композиторами. Именно в семье началось увлечение Франца музыкой. Его старший брат играл на фортепиано и клавире, а отец, не имевший музыкального образования, самостоятельно постигал игру на виолончели и скрипке. Первые уроки игры на этом инструменте дал Францу именно отец. Все знакомые, посещавшие дом Шубертов, отмечали талант мальчика. Музыкальные вечера снискали признание, поэтому было решено продолжить обучение Франца. В шесть лет он поступает в приходскую школу, а через год – на обучение к регенту Лихтенальской церкви Михаэлю Хольцеру. Под его руководством Шуберт постигает гармонию и контрапункт, а также игру на органе и вокал. Хольцер отмечал необычайно красивый голос Франца. Благодаря этому мальчика в одиннадцать лет принимают певчим в Венскую придворную капеллу. В это же время он зачислен в школу-пансион Конвикт, где играет в ученическом оркестре, в группе вторых скрипок, и время от времени даже исполняет обязанности дирижера. В программе обучения – произведения Гайдна и Моцарта. Одним из наставников юного Шуберта был Антонио Сальери. По свидетельствам современников, он скорее консультировал молодого композитора, а также делал ремарки относительно его произведений. Оплату за свою помощь Сальери не брал.Собственные произведения Шуберт начинает писать в 1810 году. Среди его первых сочинений – симфония, опера, несколько фортепианных песен и пьес. К 1813 году Франц так поглощен творчеством, что перестает успевать за школьной программой. Особенно тяжело ему даются точные науки и латынь. Это, а также ломка голоса, вынуждает Шуберта вернуться домой. Там он поступает в учительскую семинарию, через год заканчивает ее и устраивается в школу, где работает отец. Там он преподает азбуку в младших классах.Свободное время Франца посвящено музыке и изучению новых произведений Глюка, Моцарта, Бетховена. Работа учителем тяготит его и приносит слишком малые, хоть и стабильные доходы.В это время Шуберт пишет оперу «Увеселительный замок Сатаны» и церковную мессу фа мажор.

Творчество

К двадцати годам Шуберт становится автором минимум пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Среди них – баллада «Лесной царь». Один из друзей композитора писал в своих мемуарах, как прочтение баллады Иоганна Вольфганга фон Гёте подтолкнуло Шуберта выразить в нотах свое впечатление от литературного произведения.

К сожалению, в доме не имелось фортепиано, поэтому друзья Франца обратились к органисту Ружичку, бывшему наставнику из Конвикта. Тот внял их просьбе и сыграл новое произведение. Восхищению мэтра не было предела! Тем не менее, Шуберт оказался весьма требователен к себе и три раза вносил изменения в уже написанное произведение. Из печати ноты вышли только в 1821 году, тогда же состоялась публичная премьера. Музыка занимает все свободное время. Франц стремится укрепить свою репутацию композитора, однако издательства отказываются публиковать его музыкальные произведения. В 1816 году он претендует на должность капельмейстера в Лайбахе, но не получает место. Отчасти ситуацию исправляет знакомство с поэтом Францем фон Шоберном и исполнителем Иоганном Фоглем. Песни Фогля, положенные на музыку Шуберта, набирают популярность и звучат в каждом салоне Вены. Тем не менее, талантливым пианистом Франц не был, его игра не получила высокой оценки. В 1817 году Шуберт пишет музыку на слова своего однофамильца – Кристиана Шуберта. Песня, названная «Форель», стала довольно известной. В 1818 году опубликована песня «Erlafsee», но до признания еще далеко. Несмотря на плачевное финансовое положение, Франц оставляет работу в школе. Отец лишает его поддержки, так как недоволен решением сына. Написанная 1822 году опера «Альфонсо и Эстрелла» очень нравится Шуберту, но не получает должного признания. Она основана на либретто Франца фон Шобера и впервые звучит только в 1854 году в Немецком национальном театре, где дирижировал сам Ференц Лист. В это же время у Шубрета возникают серьезные проблемы со здоровьем, которые ему удается решить. Летом 1822 года он принимает решение переехать в Желиз, где дает уроки музыки дочерям графа Иоганна Эстерхази. Избранный через год почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов, Шуберт пишет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова Вильгельма Мюллера. Стихи были написаны в фольклорном духе, близком Шуберту, и как часть литературной игры «Роза, мельничиха», где каждый игрок выбирает одного персонажа (подмастерье мельника, охотник, садовник, рыбак) и пишет поэтическое признание в любви главной героине – прекрасной мельничихе. Первая часть романтического произведения пропитана молодым задором и светом. Однако лирический герой быстро понимает, что девушка выбрала в спутники другого, и восторг сменяется горестными переживаниями.

Как и предыдущий цикл, «Зимний путь» Шуберт создал на стихи Мюллера. Первоначальный вариант появился в конце 1822 года и состоял из 12 песен. В следующем году были опубликованы еще 10. К 1824 году «Зимний путь» состоял из 24 песен, сгруппированных в новой последовательности. Для своего произведения Шуберт использовал все песни цикла, но опять изменил их порядок. Над 2-й частью Франц работал до последних дней жизни. Его брат вспоминал, что композитор возвращался к музыке в короткие моменты просветления сознания. В итоге она была опубликована через месяц после смерти Шуберта. При жизни композитора песни из «Зимнего пути» звучали в домах любителей музыки, а публичное исполнение – профессором университета – состоялось 10 января 1828 года.

Цикл «Зимний путь» сильно отличается от «Прекрасной мельничихи». Их разделяют всего четыре года, но лирический герой из яркого, радостного и бодрого юноши превратился в горестного, уставшего и отчаявшегося человека. Он беден, не имеет надежды на любовь и дружбу, что толкает его в дальний путь. Такие настроения были близки смертельно больному композитору.

Личная жизнь

Первой и единственной любовью Франца Шуберта была Тереза Гроб. Она пела в церковном хоре, их объединял живой интерес к музыке. К сожалению, несмотря на обоюдное желание быть вместе, Тереза по настоянию матери вышла замуж за богатого, но заурядного человека. Девушка не посмела перечить семье, потому что понимала: музыка – не капитал, ею можно жить, но Шуберт оказался не в состоянии достойно содержать даже самого себя. Жизнь Терезы была спокойной, долгой и благополучной. Она умерла на семьдесят восьмом году жизни.

Культурное наследие

Шуберта Успех первого и единственного прижизненного концерта Шуберта привлекает к нему общественное внимание. Произведения композитора печатаются, музыка распространяется по всей Европе. Некоторые исследователи творчества считают, что именно в отсутствии больших публичных концертов кроется самобытность. Франц Шуберт не стремился покорить публику, не оставлял в свои композиции любимые слушателями приемы. Его музыка – история, рассказанная сердцем. Так как из-за рассеянности Шуберт не вел картотеку своих произведений, а многие рукописи хранились у друзей и знакомых, большую часть нотного материала удалось найти и собрать только в 1867 году. В 1897 году под руководством Брамса было выпущено первое научно выверенное издание всех сочинений композитора. Талант Франца Шуберта оказал огромное влияние на творчество Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова и Малера.

image
image
image