Карл Черни прожил 66 лет, родился он в 1791 году, в семье музыканта. Его отец Венцель Черни - чех по национальности. В 1786 году он приехал в Вену, где вскоре получил признание, как педагог игры на клавире, но уже в 1791 году В.Черни перебрался с семьей в Польшу. Однако, через 4 года В.Черни по политическим соображениям покинул эту страну и вместе с сыном возвращается Вену.
Еще находясь в Польше, отец начал приобщать Карла к клавирному искусству. Он был требовательным и умелым наставником, неординарно мыслящим музыкантом. Достаточно сказать, что именно клавирные сочинения И.Баха, в то время редко исполняемые, служили для В.Черни основой исполнительского формирования учеников. Занятия отца с сыном протекали настолько успешно, что в три года Карл уже играл, в семь сочинял, а в десять мог уже исполнить что угодно из обширного репертуара, включающим произведения В.Моцарта, И.Гайдна, М.Клементи; свободно импровизировал; умел играть с листа сложные инструментальные произведения и даже партитуры.
Первое выступление Карла в 1801 с концертом B-dur В.Моцарта и произведениями М.Клементи было замечено и одобрительно встречено музыкантами. В этом же году скрипач венского придворного театра В. Крумпхольц, страстный почитатель творчества Л.Бетховена, познакомил юного Черни с сочинениями великого композитора, помог ему освоить некоторые из них и способствовал встрече юного Карла с Л.Бетховеном. Когда Карл сыграл Патетическую сонату, Бетховен сказал: "У мальчика есть талант. Я беру его в ученики и буду сам заниматься с ним. Присылайте его ко мне раз в неделю". Бетховен умел органично сочетать художественное воспитание учеников с развитием их профессиональных пианистических качеств. Первые уроки с Черни он посвятил изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах Бетховен учил правильному положению пальцев и движениям рук при игре гамм, а также различного рода пассажей, что было для этого времени подлинным нововведением. В последствии, они нашли продолжение в педагогической деятельности Черни.
осле трёх лет обучения в 1805 году Л.Бетховен дал мальчику следующую рекомендацию: "Я, нижеподписавшийся, с удовольствием свидетельствую, что юный Карл Черни сделал исключительные успехи в игре на фортепиано, намного превосходящие то, что можно было ожидать в возрасте четырнадцати лет. Я считаю, что он заслуживает всякой поддержки не только вследствие того, о чём я уже сказал, но так же из-за его поразительной памяти". После прекращения занятий с Л.Бетховеном Карл оставался с ним в близких отношениях и исполнял много сочинений великого композитора. К.Черни стал первым венским пианистом, кто столь последовательно изучал рукописи бетховенских произведений, анализировал стиль и искал принципы трактовки его сочинений.
Композиторская подготовка Черни основывалась на самостоятельном изучении сочинений И.Баха, М.Клементи, Л.Бетховена. В 1804 году был напечатан первый еще незрелый опус К.Черни "Концертные вариации для фортепиано и скрипки на тему И.Крумпхольца", и лишь в 1818 году вышло в свет второе его сочинение "Рондо на тему каватины графа Резинга в четыре руки". Появление этого сочинения означало по существу рождение Черни как композитора.
В 1805 году Черни предпринял первую концертную поездку по странам Европы. В.Мэйер так охарактеризовал исполнительский почерк концертанта: "Редко можно было услышать такую чистоту, элегантность и изящество в исполнении. Интерпретация Черни сонат В.Моцарта отличалась самобытностью и новизной трактовки, эти произведения, давно знакомые музыкантам, прочтены своеобразно и оригинально". Черни писал, что он так же имел успех, как импровизатор и чтец с листа. После недолгих гастролей из-за политических событий в Европе Черни возвращается в Вену.
В Вене жили и творили гении, здесь искали признания все виртуозы мира. Надо было обладать незаурядными данными, чтобы завоевать уважение музыкантов в городе. К тому времени он стал авторитетным педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей. Самое ценное в композиторском наследии К.Черни это педагогические сочинения, которые принесли ему всемирную славу. Педагогический труд К.Черни - едва ли не самая обширная, из когда-либо существовавших, фортепианных школ, он содержит 600 страниц большого нотного формата. Одной из важнейших тенденций передовой музыкальной педагогики является стремление достичь целостного формирования личности музыканта-исполнителя, гармоничного развития всех его качеств в комплексе знаний, исполнительских умений и навыков.
Для пианиста любой квалификации фортепианная техника занимает особое положение. Она обеспечивает реализацию творческих замыслов, лежит в основе чтения нот с листа, импровизации и т.д. Постоянное стремление К.Черни "рационализировать" техническую работу, отыскать наиболее эффективные способы освоения пианистического мастерства подтверждается обилием трактатов, исследований, статей, сборников этюдов и упражнений.
В настоящее время по-прежнему актуальны используемые в педагогической фортепианной практике этюды и упражнения Карла Черни, которые прошли испытания веками, стали азбукой пианиста, способствующей развитию техники игры и беглости пальцев. Непреходящая ценность этюдов и упражнений Черни обусловлена множеством причин: произведения его - подлинная энциклопедия фортепианной техники первой половины 19 века; этюды и упражнения прекрасно "тонизируют" руки, чрезвычайно полезны для развития гибкости и эластичности ладонных мышц, а также самостоятельности пальцев. Помимо собственно технического совершенства, они нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста. Творчество К. Черни - блестящего педагога, замечательного классика жанра этюда, продолжает оставаться непочатой кладовой пианистических навыков, является поистине незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством и постоянного совершенствования в этом сложнейшем виде искусства.
В жизни Черни был человеком скорее умеренным, рассудительным, уравновешенным, нежели порывистым и эмоциональным. Он не жаждал ни славы, ни денег. Добротность сделанного - вот, что, прежде всего, подкупало в его творчестве.
Вся жизнь К.Черни прошла в Вене: лишь в 1836 году он посетил Лейпциг; в 1837 году - Лондон и Париж; а 1846 году - Ломбардию. Последние два десятилетия творческой деятельности он посвятил исключительно композиции, аранжировке и занятиям лишь с талантливыми учениками, причем бесплатно. За 10 дней до смерти, в июне 1857 годам были закончены две увертюры и три сонаты.
Умер гениальный пианист и композитор 15 июля 1857 года, оставив после себя огромное творческое наследие, которое насчитывает более 1000 опусов и множество книг, посвящённых правильной игре на фортепиано. Музыка была единственной радостью Черни, делом всей его жизни.